Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Музее органической культуры открылась выставка наследников русского художественного авангарда
04.09.2012
Одно из наименее известных направлений русского авангарда – органика – возникло в начале ХХ века, одновременно с супрематизмом и конструктивизмом. С ним связаны имена художников Михаила Матюшина, Владимира Стерлигова, Павла Басманова. О смысле и судьбе этого явления размышляют в Музее органической культуры в Коломне. На выставке «Сферы земли» побывали корреспонденты «Новостей культуры».
Культура – не враждебная природе и способная ее выразить. Такую культуру предложил называть органической деятель русского авангарда Михаил Матюшин. Здесь, в Коломне, в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре из этой идеи, как из зерна, год назад вырос музей. И как свойственно всему органическому продолжает свой рост.
Резной особнячок через дорогу от монастыря – в прошлом усадьба купца-москательщика Львова – сегодня современный музей. На выставки фотографии и живописи, искусствоведческие беседы и музыкальные встречи сюда стремятся не только из Москвы. Художник Сергей Бондин в Коломну приехал из Красноярского края. Он путешествует по Хакасии, Алтаю и Горной Шории, изучает петроглифы, пишет землей и глиной, соком из трав и ягод, – органические материалы преобразует в органическую – «земляную» – живопись.
Гусиные перья, яичная скорлупа и желтый пигмент – «Солнце» Алексея Костромы тоже из природных материалов. Как и Сергей Бондин, он ищет ответ на вопрос, как превратить природу в культуру?
«Я беру сожженное дерево, – говорит художник. – И помещаю в музей».
Обожженное полено, у которого каждый квадратный сантиметр пронумерован, носит название «Кривая». Это у Алексея Костромы от Михаила Матюшина. «Прямая разъединяет, кривая соединяет», – говорил деятель русского авангарда, ученик Малевича и учитель Стерлигова, автор собственной теории цвета. Себя самого он изобразил в виде цветного кристалла. «Автопортрет-кристалл» Матюшина выставляется рядом с кристаллом природным. А деревянная скульптура Алексея Костромы соседствует с лавой и окаменелостями. Сочетание природных форм и произведений искусства, живописи 30-х годов ХХ века с работами современных художников – так задумала куратор Алла Повелихина.
Собранное Аллой Повелихиной ядро коллекции Музея органической культуры обрастает новыми произведениями. Зрелищная инсталляция Сергея Катрана «Кристаллы времени» и философичные фотоработы композитора Владимира Мартынова, – новые реплики в беседе об органике. А что это такое – органическое движение в русском искусстве, – об этом спорят на открытии выставки участники круглого стола.
«Есть авангард, есть символизм, где располагается органика?» – задается вопросом поэт Ольга Седакова.
Участники бесед об органике: куратор Виталий Пацюков, актриса Алла Демидова и бард Елена Камбурова приезжают в Ново-Голутвин монастырь, как в место, по нынешним временам исключительное.
На территории Музея органической культуры церковь и искусство, традиция и современность продолжают поиск пересечений.
«Мы не смотрим пессимистически, мы надеемся, что, участвуя в программе музея органической культуры, мы создаем новое пространство, которое объединит и художников и мыслителей, и ученых и философов», – говорит настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря Игуменья Ксения (Зайцева),