Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В этом году Славянский университет Молдавии в 15-й раз начнёт учебный год, передаёт радио «Голос России». По словам ректора вуза Татьяны Млечко, образование на русском языке пользуется в республике популярностью.
В настоящее время вуз предлагает 25 специальностей тем абитуриентам, которые хотят получить высшее образование на русском языке в традициях русской научной школы. В университет поступают выпускники как национальных школ, так и школ с молдавским языком преподавания.
– Если мы сохраним русскую филологию, мы сохраним и русскую школу, и русское образование в вузе. Это будет качественная репродукция русской диаспоры, как принято говорить, – уверена Млечко.
При этом она подчеркнула, что многие выпускники продолжают образование в России или уезжают туда на работу.
– Это особая иммиграция, которая, на мой взгляд, могла бы быть очень полезна для России. Эта молодёжь изначально ориентирована не только на русский язык, но и на Россию. Это образованная иммиграция, не чернорабочие, они действительно могут сделать лицо молдавской иммиграции в России совсем другим, – отметила ректор.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»