Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Жители Молдавии просят Путина помочь не закрывать русские школы
23.08.2012
Участники схода села Олонешты района Штефан-Водэ Республики Молдова обратились к президенту Российской Федерации Владимиру Путину с просьбой помочь защитить право детей учиться на русском языке.
В обращении, предоставленном Конгрессом русских общин Республики Молдова, в частности говорится: «боязнь за будущее наших детей и внуков, наше бесправие перед местными чиновниками, полное игнорирование молдавскими властями мнения простых граждан вынуждают нас обратиться к Вам за защитой, помощью и покровительством. При этом мы не просим каких-либо благ или ценностей. Единственная проблема, которую не можем мы осилить, это сохранение в нашем селе русской гимназии, где учатся наши дети и которую власти пытаются закрыть».
«Законы Молдовы предписывают, что язык обучения ребенка выбирают родители. Большинство из нас, будучи этническими молдаванами, такой выбор сделали в пользу русского языка. Ибо понимаем, что с ним у наших детей появляются хорошие перспективы для достойной самостоятельной жизни», - поясняют жители села Олонешты.
Однако, как поясняется в обращении, «под надуманным предлогом экономии средств нашу гимназию хотят разорить. Начальные классы переводят в молдавский лицей, где они в течение 2-3 лет рассосутся в молдавской языковой среде. А дети 5-9 классов должны будут ездить в другой лицей, находящийся от нашего села на расстоянии 25 км. И боязнь за безопасность детей в дороге вынудит нас отдать их на обучение в молдавский лицей».
Жители Олонешты этой несправедливости сопротивляются. Им помогает Конгресс русских общин Республики Молдова и Центр поддержки российских соотечественников, проживающих в Молдове. Но власти упорно настаивают на ликвидации в Олонештах образования на русском языке.
«Поэтому именно к Вам, уважаемый Владимир Владимирович, мы обращаемся в это сложное для нас время – к человеку, авторитет которого в Молдове самый высокий среди всех известных мировых политиков - в надежде на то, что общими усилиями и с Вашим участием нам удастся защитить право наших молдавских детей учиться на русском языке, как того хотим мы, граждане Республики Молдова, жители села Олонешты, и что русский язык по-прежнему будет открывать безграничные жизненные и профессиональные перспективы для ребят, связавших с ним свою судьбу», - резюмируют авторы обращения.