Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителей русского языка из стран СНГ наградят в Москве
23.08.2012
В Москве состоится торжественная церемония награждения лауреатов XII Международного Пушкинского конкурса для учителей стран СНГ, Болгарии, Германии и Израиля. Она пройдёт 1 сентября в Белом зале мэрии Москвы, сообщает сайт Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы.
В этом году в конкурсе приняли участие 247 человек из 20 стран мира. Тема этого года – «Язык до правды доведёт». Учителя – участники конкурса должны в эссе ответить на такие актуальные сегодня вопросы, как: будет ли написан общий учебник по истории Второй мировой войны для постсоветских стран; какую поддержку сегодня надо оказывать русскому языку в зарубежье; как русский язык помогает образованию и коммуникациям, постижению исторической правды; какой опорой он является для соотечественников, которые защищают свои права.
Организаторами конкурса выступили «Российская газета» и Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы при поддержке МИД России и фонда «Русский мир».
Пушкинская премия была учреждена в 2000 году с целью поддержать самых энергичных и талантливых педагогов-русистов стран ближнего зарубежья. В настоящее время на конкурс приглашаются учителя любой специальности, знакомящие учеников с русской культурой и историей. За 12 лет существования конкурса появилось уже 600 «пушкинских» учителей, которые поддерживают и развивают интерес к русскому языку как к языку не только великой культуры, но и успешного бизнеса.
Алёна Польских, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»