Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Школьники должны минимум два часа в неделю изучать русский язык - глава облсовета
09.08.2012
Члены постоянной комиссии по вопросам образования, науки, культуры, молодежи и спорта Луганского облсовета обсудили возможность обязательного введения в программу обучения во всех общеобразовательных школах области, за счет вариативной ее части, предмета «русский язык и литература». Об этом сообщает пресс-служба Луганского областного совета.
По словам первого заместителя начальника управления образования и науки облгосадминистрации Александра Вострякова, по данным на конец учебного года, на Луганщине действует 691 школа, из них 305 – с украинским языком обучения, 142 – с русским, остальные ведут обучение на двух языках.
«Есть около сорока вариантов типовых учебных планов: часть – с русским языком обучения, часть – с украинским и одновременным изучением языка меньшинств, то есть русского, и наконец, – исключительно с украинским языком обучения. Последних в области около трех десятков школ. Это что касается инвариантной (неизменяемой) части программы. Но есть еще вариативная, которую учебное заведение выбирает само. Финансируется ее выполнение из местного бюджета», - отмечает чиновник.
Отметим, что председатель постоянной комиссии Валерий Филиппов считает, что данный вопрос стоит вынести на рассмотрение сессии облсовета – не ближайшей, а той, которая последует за ней.
«Задача простая – все школьники области должны минимум два часа в неделю изучать русский язык, — обозначил свою позицию Валерий Леонидович. — Мы обязаны растить грамотные поколения и создать детям условия, в которых параллельно с государственным языком они смогут изучать родной, каким для большинства жителей нашей области является русский».
Кстати, Александр Востряков подтвердил: в последние четыре года растет число желающих поступить именно в русскоязычные первые классы.
В итоге депутаты договорились еще раз встретиться в ближайшие две недели – то есть до начала нового учебного года, чтобы выработать совместную позицию и вместе со специалистами управления образования обсудить механизмы реализации данной инициативы.
Напомним, 3 июля 2012 года, Верховная Рада приняла закон о языковой государственной политике.
6 июля на внеочередной «чрезвычайной» сессии облсовета депутаты приняли обращение к центральным органам власти, а также всем областным советам страны в поддержку закона «Об основах государственной языковой политики».
10 июля, в ходе внеочередной сессии Луганского городского совета депутаты приняли решение поддержать заявление депутатов областного совета «О политической ситуации, сложившейся в Украине в связи с проголосованным Законом Украины «Об основах государственной языковой политики».