Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Правительство РФ рассмотрит законопроект о статусе русского жестового языка
09.08.2012
Правительство РФ сегодня на заседании планирует рассмотреть проект федерального закона "О внесении изменений в ст.15 закона РФ "Об образовании" и ст.14 и 19 федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ". Об этом сообщает пресс-служба правительства.
Данный законопроект разработан с целью приведения норм действующего законодательства, регулирующих правоотношения в сфере использования жестового языка, в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов.
Законопроект предлагает закрепить статус русского жестового языка как языка общения при наличии нарушений слуха и/или речи, в том числе в сферах устного использования государственного языка РФ. Законопроект также предусматривает создание органами государственной власти и местного самоуправления условий в подведомственных образовательных учреждениях для получения инвалидами по слуху образования с использованием русского жестового языка, а также обеспечение подготовки и переподготовки преподавателей и переводчиков русского жестового языка, государственной поддержки развития русского жестового языка.
Напомним, что президент РФ весной 2012г. подписал закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов, подписанной Россией 24 сентября 2008г. в Нью-Йорке. Положения конвенции направлены на обеспечение полного участия инвалидов в жизни общества, а также ликвидацию их дискриминации. Ратифицируя этот документ, РФ берет на себя обязательства по принятию всех надлежащих законодательных, административных и иных мер для осуществления прав инвалидов.