Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В школах Нью-Йорка «великий и могучий» становится вторым языком обучения
09.06.2012
С нового учебного года в Нью-Йорке начинает действовать первая программа обучения русскому языку в государственной средней общеобразовательной школе, сообщает ИТАР-ТАСС. Открывается она в одной из школ в нью-йоркском районе Бруклин и рассчитана на учащихся 6-8 классов.
Так называемая двуязычная программа предполагает, что одна половина обучения будет проходить на русском языке, другая – на английском. К примеру, в один день математика будет преподаваться на английском языке, на следующий день – на русском, без перевода. По словам директора школы Доминика Дианджело, идея такого подхода к образованию детей заключается в том, чтобы они не забывали свой родной язык.
В настоящее время такая двуязычная программа уже действует в одной из начальных школ в Бруклине. Таким образом, теперь программа обучения русскому языку в Нью-Йорке охватывает 1-8 классы.
– Следующим шагом будет расширение программы на старшую школу, – рассказала член Российско-американской родительской ассоциации Мария Кот.
Елена Лазарева, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»