Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Венгрии подводят итоги конкурса по русскому языку и литературе
18.04.2012
Всемирный лингвокультурологический конкурс по русскому языку и литературе завершился в Венгрии. Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», он проводится Россотрудничеством совместно с Центром международного образования Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011-2015 годы.
Организаторы конкурса отметили, что активное участие в нём жителей самых разных городов Венгрии ещё раз продемонстрировало существующий интерес к русскому языку, русской культуре и России в целом.
К участию в конкурсе были привлечены гимназисты, студенты, изучающие русский язык как иностранный, а также российские соотечественники, проживающие в различных городах Венгрии. По итогам первого тура, проходившего в режиме онлайн, победителями стали 30 человек, сообщает сайт представительства Россотрудничества в Венгрии.
Подведение итогов конкурса будет осуществляться членами жюри – сотрудниками Центра международного образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Победители конкурса в каждой из трёх номинаций вместе с другими финалистами из 24 стран будут приглашены в Москву на торжественную церемонию награждения, которая состоится в День русского языка – 6 июня.
Дмитрий Ерусалимский, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»