Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Заключительный тур конкурса по русскому языку прошёл в Германии
17.04.2012
Заключительный очный тур Первого Всемирного лингвокультурологического конкурса по русскому языку и литературе «Мой русский» прошёл в Представительстве Россотрудничества в Германии, передаёт портал «Русское поле».
Как сообщала информационная служба фонда «Русский мир», Всемирный лингвокультурологический конкурс проводится Россотрудничеством совместно с Центром международного образования Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на 2011–2015 годы.
В заочном этапе в Германии приняло участие свыше 60 человек из 33 городов «старых» и «новых» земель. В РДНК собрались победители разных возрастов из Берлина, Нижней Саксонии, Тюрингии и Баден-Вюртемберга. Те, кто не смог приехать, писали работы в дистанционном режиме.
Были разработаны задания по трём номинациям: школьники до 16 лет, иностранцы и соотечественники. Конкурс совместил тестовые задания викторины в Интернете и творческую работу. Темы были свободные, дающие участникам возможность поразмышлять о себе, своих связях с Россией, жизни современной молодёжи: «Несколько слов об истории моей семьи», «Что я считаю самым главным в русской культуре?», «Можно ли говорить о кризисе традиционных семейных ценностей в современном обществе?».
Дмитрий Ерусалимский, ИА «Росмедиа» специально для портала «Русский мир»