Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Министерство образования и науки Российской Федерации доверило право проведения заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку Брянской области.
Немалую роль в этом сыграли высокие показатели выпускников, профессионализм педагогов, уровень организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей в регионе.
Олимпиада пройдет с 16 по 22 апреля. Администрация области определила площадкой для ее проведения Брянский государственный университет имени ак. И. Г. Петровского, который за последние несколько лет четырежды принимал самых талантливых учащихся регионов России.
Компетентному жюри, в состав которого войдут известные учёные-филологи России, а также представители филологического факультета Брянского государственного университета, предстоит выявить лучших знатоков русского языка.
Брянскую область в олимпиаде будут представлять учащиеся девятых классов: Мария Огнева (Гимназия № 3 Брянска), Алина Иванова (Брянский городской лицей № 1 им. А. С. Пушкина), Вадим Теребилин (СОШ № 4 Дятьково).