Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Молодые российские соотечественники встретились в Риге, чтобы поддержать русскую культуру
23.12.2011
В Риге прошёл Международный инновационный проект в сфере поддержки русской культуры «Молодёжь строит будущее». На форум приехали молодые люди из России, Латвии, Эстонии, Македонии, Израиля, Украины, Молдавии и Приднестровья. Основной целью проекта было создание площадки для общения представителей российской молодёжи, проживающей за рубежом, сообщает РИА «Новый Регион».
– Молодёжь, воспитанная в системе русской культуры за границами России, сталкивается с проблемой сохранения своей социокультурной идентичности. Нехватка знаний о современной России и зачастую отсутствие культурных центров вызывает «информационный голод» у российских соотечественников, проживающих по всему миру, – сказал директор приднестровского Информационно-ресурсного центра «Общий дом» Дмитрий Гаврилов.
Эта идея привела к созданию международной молодёжной организации «ПЕРОМ», участники разработали виртуальное пространство специально для сохранения и развития русской культуры, языка и образования у молодёжи, проживающей за пределами России.
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»