Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Научно-практическая конференция «Растим юных Ломоносовых» прошла в Молдове
23.11.2011
19 ноября в городе Бендеры состоялась конференция для педагогов русских учебных заведений. В её работе приняли участие представители общественных организаций, преподаватели высших учебных заведений, учителя-предметники из различных учебных заведений Кишинёва, Кагула, Бендер, Тирасполя, Рыбницы, Дубоссар.
Тема конференции «Растим юных Ломоносовых» – это не только дань памяти великому русскому учёному-просветителю, но и возможность обсудить методику работы с одарёнными детьми, проблемы и успехи современной русской школы, находящейся за пределами России, ответить на вопрос, остались ли мы верны традициям российского образования, заложенным во времена Ломоносова?
О важности заявленных проблем и необходимости сотрудничества для их решения говорили руководитель представительства Россотрудничества в Республике Молдова Валентин Рыбицкий, председатель Конгресса русских общин Республики Молдова Валерий Клименко, начальник Управления образования Министерства просвещения Приднестровья Татьяна Глушкова.
Директор Русского интеллектуального центра Елена Буракова в своём пленарном докладе «О необходимости повышения престижа русской школы за рубежом» выразила серьёзную озабоченность снижением конкурентоспособности учащихся русских учебных заведений в Молдове. Она призвала руководителей русских учебных заведений оказывать поддержку учащимся и педагогам, участвующим в российских образовательных проектах, способствовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации исследовательской деятельности учащихся, выявления и развития одарённости у детей.
Директор лицея Татьяна Трофимова своим выступлением на тему «Система работы с одарёнными детьми в МОУ “Бендерский теоретический лицей”» дала настоящий мастер-класс участникам конференции. В каждом её слове чувствовалась любовь к лицею и своим ученикам.
В рамках конференции работали четыре профильные секции: филологическая, физико-математическая, биолого-химическая и социально-экономическая. Главным вопросом на всех секциях стал вопрос о том, как вовремя выявить и не растерять по-разному одарённых детей, сохранив для них качественное образование на русском языке. Поднимался вопрос и о том, что существует проблема, связанная с участием в республиканских и муниципальных олимпиадах учащихся из учебных заведений с русским языком обучения, из-за некачественных переводов учебников, текстов конкурсных заданий и по другим причинам. В этой связи интересными были сообщения педагогов о Республиканском конкурсе по истории России, который проводится Русским интеллектуальным центром уже 8 лет, и в нём могут принимать участие все желающие дети. Важно, что он проводится на русском языке.
По результатам конференции была принята резолюция, в которой участники заявляют, что сохранение качественного образования на русском языке является главной задачей российских соотечественников в Молдавии и Приднестровье.
Капуста Елена Палтагуртовна, член оргкомитета конференции,
заместитель директора по научно-методической работе
Кишинёвского русского теоретического лицея им. Дмитрия Кантемира