Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Царском Селе почтили память великого русского реформатора Михаила Сперанского и гувернёра Пушкина
21.10.2011
В рамках празднования 200-летия Императорского Царскосельского лицея в Музее-лицее открыт скульптурный бюст Михаила Сперанского – видного государственного деятеля, автора «Полного собрания законов Российской империи» в 45 томах. Сперанский был и автором проекта «особенного Лицея» – учебного заведения с совмещённым гимназическим и университетским образованием.
К юбилею Лицея приурочено и открытие мемориальной квартиры Сергея Чирикова – лицейского наставника, отдавших учебному заведению более 40 лет жизни. Он был гувернёром, учителем рисования, воспитателем. В его квартире, расположенной в арке над лицейской библиотекой, проходили литературные собрания. На одной из стен гостиной хранились строки, написанные рукой Пушкина. Именно здесь юный лицеист поведал историю двенадцати «спящих дев». Здесь же будущий гений русской словесности рассказал сюжет написанной им много позже повести «Метель».
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»