Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вячеслав Никонов поблагодарил лауреатов конкурса «Лучшая русская школа за рубежом» в Приднестровье
12.10.2011
Подведены итоги реализуемого второй год подряд российско-приднестровского проекта «Лучшая русская школа за рубежом: Приднестровье». По результатам конкурса лучшие школы Приднестровья и отдельные педагоги получили гранты фондов «Русский мир» и «Признание», передаёт ИА «Лента ПМР».
Исполнительный директор фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов направил лауреатам конкурса и в их лице всем педагогам Приднестровья слова благодарности. Приветствие учителям республики передал представитель фонда «Русский мир» Владислав Бухарин. «Ваша деятельность, направленная на сохранение нашего общего культурного наследия, русского языка, исторических ценностей и традиций, заслуживает самой высокой оценки и искренней признательности», – отметил он.
Победителей российско-приднестровского проекта приветствовал председатель Верховного совета Анатолий Каминский. Он выразил благодарность организаторам проекта и подчеркнул: «Нашим педагогам в этом конкурсе предоставляется возможность проявить своё мастерство, талант, показать свои возможности, поучиться чему-то новому у ваших коллег. Я думаю, что это на пользу каждому из вас в отдельности и в целом Приднестровской Молдавской Республике». В заключение спикер выразил уверенность в том, что «чем больше приднестровцев, учителей, детей будут участвовать в проекте "Лучшая русская школа за рубежом», тем богаче будет Русский мир в Приднестровье».
В этом году в проекте, объединившем два конкурса, «Учитель Русского мира» и «Русская школа – шаг в будущее», принимали участие как средние школы, так и средние специальные учебные заведения. В итоге 10 самых лучших организаций образования получили гранты в размере 3 тысяч долларов. А самыми лучшими учителями Русского мира Приднестровья были признаны 10 педагогов из всех районов республики. Поощрительный приз для каждого из них – 600 долларов. Без подарков не остались и конкурсанты, занявшие второе и третье места, а также те, кто принимал активное участие на протяжении действия всего проекта.
По замыслу организаторов, в ноябре педагоги Приднестровья отправятся в Санкт-Петербург для участия в V Ассамблее Русского мира, а также в Москву для повышения квалификации в Институт русского языка имени А.С. Пушкина.
Приднестровским педагогам сегодня доверяют самое ценное – воспитание целых поколений – и вверяют им непростое дело – задавать темп развитию системы образования Приднестровья, подчёркивали участники праздничного мероприятия.
Дмитрий Ерусалимский, редактор информационной службы фонда «Русский мир»