Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семинар для преподавателей русского языка прошёл в Будапеште
30.09.2011
Научно-методический семинар для венгерских русистов прошёл в Российском центре науки и культуры в Будапеште, сообщается сайте представительства Россотрудничества в Венгерской Республике.
С докладом выступил президент Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, академик РАО Виталий Костомаров. Лекция крупнейшего российского лингвиста была посвящена проблемам литературно-языковой нормы, вопросам использования современного русского языка в повседневной жизни, причинам и характеру его изменений. В обсуждении приняли участие представители руководства факультетов славянской филологии, кафедр русского и славянских языков, преподаватели венгерских образовательных учреждений, сотрудники Русских центров при Университете города Печ и Будапештском университете имени Л. Этвеша.
По окончании семинара Виталий Костомаров, возглавлявший на протяжении многих лет Международную ассоциацию преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ), вручил медаль А.С. Пушкина доценту кафедры славянской филологии, руководителю Русского центра Университета города Печ Валентине Вегвари.
В этот же день состоялось заседание президиума Венгерской ассоциации преподавателей русского языка и литературы, в ходе которого обсуждались вопросы, связанные с деятельностью Ассоциации в новом учебном году. Заведующая курсами русского языка РЦНК Елена Захарова обозначила основные направления работы РЦНК по поддержке преподавания и изучения русского языка, рассказала о научно-методических и образовательных мероприятиях, которые планируется провести с участием ВАПРЯЛ в 2011-2012 годах.
Дмитрий Ерусалимский, редактор информационной службы фонда «Русский мир»