Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
По-русски не говорят 15 тысяч московских школьников
30.09.2011
В московских детских садах и школах сейчас обучается около 28 тысяч детей, не имеющих российского гражданства, среди которых около 15 тысяч не владеют русским языком. Об этом заявила заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения Ольга Голодец, сообщает РИА «Новости».
Голодец отметила, что дополнительные курсы обучения русскому языку таких детей в этом году организованы в 245 школах, а в ряде школ существуют курсы интенсивного обучения русскому языку для 418 детей, которые вообще не знают языка.
– Это помогает мигрантам преодолеть тот культурный и языковой барьер, который препятствует их успешному обучению, – подчеркнула чиновник.
Заместитель мэра привела пример школы №650. Доля детей мигрантов в ней составляет около 12% (на сегодняшний день это самый большой показатель по плотности детей мигрантов в московских школах). По словам Голодец, в школе увеличено количество учебных часов по русскому языку и ученики в целом показывают высокие результаты по успеваемости.
Ранее власти столицы предприняли ряд мер по социальной адаптации приезжих. В частности, они намерены продолжить открывать для иностранцев школы русского языка, которые действуют на протяжении уже семи лет. Также проводится мониторинг образовательных потребностей детей из семей иностранцев.
Катерина Шорина, редактор информационной службы фонда «Русский мир»