Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Муниципалитет израильского города Петах-Тиквы принял решение прекратить набор учеников в начальную школу «Гордон», перенаправив записавшихся первоклассников в другие городские школы, пишет газета «Гаарец». Издание отмечает, что школа «Гордон» отличается от других учебных заведений тем, что в её учебную программу входит русский язык, и все её ученики и учителя – русскоговорящие репатрианты.
По утверждению мэрии, причиной решения о прекращении набора в школу является недобор записавшихся – в первый класс должны поступить всего 13 человек, что ниже минимальной квоты для открытия класса.
Городской родительский комитет также требует закрытия «русской» школы, «не соответствующей нормативам Министерства просвещения и отбирающей ресурсы у других школ города». В комитете недовольны тем, что в «Гордоне» количество учеников в классах значительно ниже, чем в других школах, а также существуют группы продлённого дня и горячее питание, сообщает Newsru.co.il.
По словам Геннадия Борщевского, возглавляющего отдел абсорбции в мэрии Петах-Тиквы, есть огромный разрыв между декларациями городского руководства муниципалитета и его реальными действиями.
– В феврале текущего года мэрия объявила, что в её намерения не входит закрытие школы «Гордон», но за неделю до начала текущего года отказалась записать в неё 50 учеников, из них 42 – в первый класс, – сообщил Борщевский.
Депутат Кнессета от партии «Наш дом Израиль» Алекс Миллер, возглавляющий парламентскую комиссию по образованию, культуре и спорту, направил обращение главе комиссии по госконтролю с требованием созвать экстренное заседание, с тем чтобы в срочном порядке обсудить происходящее в системе просвещения города Петах-Тиквы.
В свою очередь министерство просвещения Израиля сообщило, что не собирается закрывать школу «Гордон» по профессиональным, педагогическим и административным соображениям. Ведомство назвало решение муниципалитета односторонним и неприемлемым.
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»