Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Совет русских школ в Эстонии пригласили самих школьников
24.08.2011
В Таллине прошёл круглый стол «Русская школа и русская община Эстонии», в работе которого участвовало более двух десятков человек из разных организаций, учебных заведений Эстонии, а также учителей и членов попечительских советов школ, передаёт портал Delfi.lv.
Выступая на круглом столе, эксперт центра «Кардис» Владимир Вайнгорт заметил: «Мне кажется, что в Совете русских школ, в котором и я состою, есть один очень серьёзный прокол. У нас всем этим делом занимаются дедушки и бабушки, папы и мамы тех, кто учится. Но у нас нет самих ребят».
По мнению Вайнгорта, необходимо «за счёт молодых людей и девушек или расширить имеющийся Совет русских школ, или создать параллельную структуру. И тогда станет всё ясно. Тем более что сегодня в гимназиях учатся, между прочим, взрослые люди – 18-19 лет».
Дмитрий Ерусалимский, редактор информационной службы фонда «Русский мир»