Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русская молодёжь, выросшая за границей, познакомилась с исторической родиной
24.08.2011
Учебно-образовательная программа «Здравствуй, Россия!» завершилась вчера в Санкт-Петербурге. Программа была организована Министерством иностранных дел Российской Федерации при поддержке Координационного совета соотечественников Аргентины и посольства Российской Федерации. Целью программы являлось знакомство подрастающего поколения соотечественников, родившихся и выросших вдали от родной культуры, с историческим наследием России, русской культурой и русским языком.
С 14 июля Санкт-Петербург посетило более 700 юношей и девушек из 25 стран мира. В этом году впервые за время проведения программы в ней приняла участие Аргентина. В состав делегаций вошли победители олимпиад по русскому языку и литературе, различных творческих конкурсов, а также лидеры общественных организаций.
За время пребывания в России молодёжь посетила Этнографический музей, Русский музей, Эрмитаж, Музей-квартиру А.С. Пушкина, Музей космонавтики и ракетной техники им. В.П. Глушко, Санкт-Петербургский планетарий, Александро-Невскую лавру. Для иностранных гостей был организован осмотр Петропавловской крепости, поездки в Царское Село, Павловск, Петергоф и Великий Новгород.
Катерина Шорина, редактор информационной службы фонда «Русский мир»