Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
«Дрофа» научит первоклашек пользоваться словарём русского языка
04.07.2011
Издательство «Дрофа» впервые выпускает серию небольших по объёму, красочно оформленных словариков русского языка, адресованных учащимся начальной школы. Авторы-составители этих справочников – ведущие специалисты по начальному образованию.
Простые по структуре, чёткие и ясные по композиции, лёгкие в употреблении словарики будут неоценимым подспорьем для младших школьников. Ведь в этих справочных пособиях отобрана именно та лексика и фразеология, которая необходима учащимся начальной школы при выполнении заданий по русскому языку и которая вызывает затруднения при чтении художественных произведений.
Словарики окажут реальную помощь каждому ученику в выполнении без ошибок разнообразных упражнений по русскому языку, явятся очень важным дополнением к любому учебнику с 1 по 4 класс.
«Ассоциативный словарь» формирует образы языкового сознания у детей младшего школьного возраста в процессе изучения русского языка. В «Культурологический словарь» включено около 700 слов и выражений, которые необходимо знать и понимать при чтении детской художественной литературы. В «Орфоэпический словарик» включены наиболее активные для детского возраста слова, сопровождённые транскрипцией. И, наконец, «Картинно-тематический словарик» предназначен для детей, изучающих русский язык как неродной, детей-иностранцев, детей-мигрантов. Он призван помочь учащимся школы в овладении русским языком.
Ирина Степанова, специально для информационной службы фонда «Русский мир»