Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Пермская делегация вернулись из поездки в Китай. Бизнесмены, сотрудники Министерства образования и представители пермских вузов обсудили перспективы сотрудничества с жителями Поднебесной, передаёт 59.ru.
Как отмечает заместитель министра образования, начальник Управления качества образования Раиса Кассина, в рамках трёхдневного пребывания в Харбине и двухдневного в Пекине сотрудники Министерства образования решали важные образовательные вопросы.
Их внимание было обращено на вопрос изучения отдельных программ, курсов пермскими студентами в Китае, а китайскими студентами – в пермских вузах. Обсуждалась возможность приглашения китайских выпускников школ для обучения в пермских вузах, а также варианты совместной работы с одарёнными детьми. Помимо этого, пермские делегаты озаботились поиском профессоров – партнёров по проведению научных исследований по приоритетным для Пермского края направлениям. В частности, сотрудничество может коснуться таких направлений, как нанотехнологии, современные строительные технологии, вопросы экономики.
По словам министра образования Пермского края Николая Карпушина, университеты Харбины готовы оказывать пермякам помощь в изучении китайского языка. Китайцы в свою очередь охотно изучают русский язык. Так, в честь приезда делегации из России студенты Поднебесной исполнили песню группы «Любэ».
Анна Грибоедова, редактор информационной службы фонда «Русский мир»