Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Учителя – лауреаты Пушкинского конкурса встретились в столице Узбекистана
15.06.2011
В рамках проведения Пушкинских дней в Узбекистане состоялась встреча с учителями русского языка и литературы, лауреатами Пушкинского конкурса за последние 10 лет. Встреча прошла в Русском культурном центре.
Лауреаты прошлых лет рассказали собравшимся о своих конкурсных эссе и впечатлениях от поездок. Так, Рита Одинаева из Сурхандарьинской области (лауреат Пушкинского конкурса 2002 года) отметила, что без творчества Пушкина и его личности невозможно представить Россию, её культуру и язык. Лауреат 2003 года Галина Рахматуллаева из Ташкента поделилась воспоминаниями о встрече в мэрии Москвы, праздновании Дня города, посещении музеев и столичных учебных заведений, что помогло ей разработать новые методики преподавания.
Руководитель представительства Россотрудничества Лидия Никитина отметила, что на сегодняшний день из 550 лауреатов Пушкинского конкурса Узбекистан представляют 60 преподавателей русского языка и литературы из всех регионов республики. Многие из них представляют учительские династии, которые насчитывают более трёх веков.
Анна Рогачёва, редактор информационной службы фонда «Русский мир»