Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Фонд «Русский мир» подвёл итоги конкурсов «Студент Русского мира» и «Город русского языка»
26.05.2011
В преддверии Дня русского языка (отмечается 6 июня) в апреле-мае 2011 года фонд «Русский мир» провёл Международный конкурс сочинений-эссе по русскому языку «Студент Русского мира» и Международный конкурс детских рисунков «Город русского языка».
В конкурсе сочинений «Студент Русского мира» приняли участие более 150 авторов в возрасте 18- 25 лет. Участникам предлагалось написать сочинение на одну из трёх тем: «Как бы я праздновал День русского языка», «Что я знаю о России?», «Я русский бы выучил…».
В результате подведения итогов конкурса сочинений жюри совместно с оргкомитетом определили трёх победителей, которые приглашаются в Москву на празднование Дня русского языка, и трёх участников – на V Ассамблею Русского мира, которая состоится в ноябре 2011 года в Санкт-Петербурге.
Все участники конкурса сочинений будут награждены дипломами и подарками.
Конкурс детских рисунков «Город русского языка» проводился для трёх возрастных групп (5-8 лет, 9-13 лет, 14-17 лет) по трём номинациям: «Любимая русская буква», «Любимое русское слово», «Город русского языка».
Жюри совместно с оргкомитетом конкурса определило победителей в каждой из номинаций по возрастным группам. Победители будут награждены специальными дипломами и призами, все остальные участники конкурса награждаются книгами на русском языке.
Работы участников будут выставлены на портале фонда в День русского языка. Призы участникам и победителям конкурсов будут разосланы в ближайшее время по почте.
Победители конкурса сочинений К.С. Бокаева (Казахстан), Э.Т. Сыдыгалдиева (Киргизия), Л.С. Селезнёва (Молдова) приглашаются на празднование Дня русского языка.
Победители конкурса сочинений Г.В. Емец (Молдова), В. Лукьянова (Латвия), Б. Дудзяк (Польша) приглашаются на V Ассамблею Русского мира.