Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Нарве открылась выставка, посвящённая юбилею Царскосельского лицея
02.02.2011
В Нарве открылась выставка, посвященная 200-летию Императорского Царскосельского лицея, сообщает информационный портал Русской общины Эстонии. Всероссийский музей А.С.Пушкина (Санкт-Петербург) организовал эту выставку в странах Евросоюза.
Выставка называется: «Царскосельский лицей и Эстония: пересечение судеб». В Лицее на протяжении всей его долгой истории (1811–1918) воспитывалось немало юношей из дворянских семей Эстляндии и Лифляндии. Каждый четвёртый лицеист первого, пушкинского, выпуска был выходцем из Прибалтики.
На презентации экспозиции в Нарвском колледже Тартуского университета выступили директор Всероссийского музея Пушкина (ВМП), доктор культурологии профессор Сергей Некрасов и генеральный консул России в Нарве Георгий Болховитин. 27 и 28 января ВМП провёл на базе Нарвского колледжа курсы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы из школ Ида-Вирумаа. До 27 февраля, дня закрытия выставки, будут проводиться экскурсии для школьников и гимназистов.
Царскосельский лицей был открыт 19 октября 1811 года по указу императора Александра I. Среди первых 30 лицеистов был двенадцатилетний Александр Пушкин. Цель этого учебного заведения, по словам его создателя, видного государственного деятеля М.М. Сперанского, – «подготовка юношества к важным частям службы государственной».
Катерина Шорина, редактор информационной службы фонда «Русский мир»