Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русская литература в украинских школах будет преподаваться отдельно от зарубежной
01.02.2011
Министерство образования и науки Украины утвердило новую концепцию литературного образования в средних школах. Теперь русская литература в украинских школах будет преподаваться отдельно от курса зарубежной литературы. Документ подписал глава ведомства Дмитрий Табачник, сообщает Newsru.ua.
Концепция существенно изменяет структуру преподавания литературы в средней школе – в программе на 30-40% увеличится изучение произведений современных авторов, а русская литература будет преподаваться отдельно от курса зарубежной литературы.
Отметим, что в 2000 году постановлением Кабинета министров Украины «О переходе общеобразовательных учебных заведений на новое содержание, структуру и 12-летний срок обучения» русская литература была интегрирована в курс зарубежной литературы. Концепция же, утверждённая в Министерстве образования, напротив, допускает интеграцию украинской и мировой литературы.
Кроме того, учителям предлагается уделять особое внимание произведениям из золотого фонда, проверенного, по мнению авторов концепции, «временем и многими поколениями». Впрочем, президент Виктор Янукович не поддерживает предлагаемую Табачником реформу системы образования. Об этом сообщила заместитель главы Администрации президента Украины Анна Герман.
Юлия Гапова, редактор информационной службы фонда «Русский мир»