Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Андрей Фурсенко не готов утвердить новый образовательный стандарт
01.02.2011
Проект нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов школы, обнародованный в ноябре 2010 года, в намеченный срок утверждён не будет, передаёт Newsru.com.
«Должна быть налажена система конструктивного обсуждения проекта стандарта. До тех пор пока на все вопросы не будут даны ответы, я не возьму на себя утверждение такого документа», – сказал министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко о проекте, который, как ожидалось, он утвердит к 15 февраля.
Напомним, что суть проекта такова: ученики 10-х и 11-х классов получат право самостоятельно выбирать предметы для изучения и объём получаемых знаний. В обязательном порядке старшеклассники будут изучать только четыре предмета: «Россия в мире», Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), физкультура и подготовка индивидуального проекта.
Все остальные предметы объединены в шесть образовательных областей, в каждой из которых ученик может выбрать для изучения одну-две дисциплины. Всего предметов должно быть не больше семи.
Интегрированный курс даёт минимальные знания и направлен на «социализацию учащихся», базовый курс обучает «основам» и лишь профильный – занимается «подготовкой к последующему профессиональному образованию». «Профильно» можно будет изучать максимум четыре предмета. Новый стандарт должен стать обязательным к 1 сентября 2020 года.
Эти нововведения вызвали массу недовольств среди преподавателей школ и вузов.
«По общему мнению ректорского корпуса, стандарты требуют серьёзной доработки. В школе нужна довольно твёрдая база, а уже потом можно варьировать. А базу создают те предметы, которые проверены десятилетиями, – это и математика, и химия, и русский язык», – заявил председатель Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.
Министр образования и науки уверен, что концепция выбора школьниками предметов отвечает задачам образования: «Я не могу сказать, что однозначно поддерживаю этот подход. Но сегодня в старших классах образование и так профильное, если называть вещи своими именами». Он отметил, что одни лишь школьники и родители не будут выбирать уроки, – им помогут психологи.
Юлия Гапова, редактор информационной службы фонда «Русский мир»