Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Киргизии растёт спрос на школы с русским языком обучения
21.01.2011
В Киргизии становится все больше родителей, которые отдают своих детей в школы с русским языком обучения, сообщает интернет-портал «Русское единство».
Как заявила начальник Управления дошкольного, школьного и полного среднего образования Министерства образования и науки республики Дамира Кудайбергенова, в Киргизии 162 школы с русским языком обучения, в которых учатся 280 тысяч детей. Всего же по республике 2191 школа.
По словам Кудайбергеновой, родители обращаются в Министерство с просьбой увеличить количество русских школ, особенно в глубинке.
«Киргизстанская молодежь ориентирована на обучение в вузах России. Это прекрасно, что наши абитуриенты имеют возможность обучаться в России и по возвращении домой использовать полученные знания. Кроме того, учителя из Киргизии каждый год проходят курсы повышения квалификации в Российской Федерации», – заключила Дамира Кудайбергенова.
Иван Крылов, редактор информационной службы фонда «Русский мир»