Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Русский язык в Польше развивают с помощью конкурсов и фестивалей
17.12.2010
Польская Ассоциация учителей и преподавателей русского языка объявила о проведении в 2011 году нескольких общепольских конкурсов и фестивалей, сообщает президент Польской ассоциации учителей и преподавателей русского языка Людмила Шипелевич.
Первый конкурс – «Путеводитель по Санкт-Петербургу» – станет продолжением конкурса «Путеводитель по Москве». В нём могут участвовать ученики 1 и 2 класса общеобразовательных лицеев. Формы путеводителя могут быть разные. «На предыдущий конкурс ученики представили мультимедийные путеводители, путеводители,из картин, нарисованных участниками. Был путеводитель, сделанный из приправ, из старых виниловых пластинок и даже путеводитель в виде стенгазеты длиной 15 метров. Он назывался "Железная дорога Варшава-Москва". На конкурс был представлен фильм, где автор запечатлел свой танец на всех станциях московского метро», – пояснила Людмила Шипелевич. Она также выразила надежду, что авторы «Путеводителя по Санкт-Петербургу» «покажут высокий уровень работ и проявят смекалку и находчивость в презентации исторических памятников Северной столицы».
Также запланирован первый общепольский фестиваль русской песни для учащихся гимназий и лицеев «От традиции до современности». Посвящённый 50-летию полёта Юрия Гагарина в космос, он будет проходить под девизом «Земля в иллюминаторе». Его финалистов определят в Лодзи весной 2011 года.
В фестивале могут принять участие учащиеся средних школ Польши. «Целью мероприятия является пробуждение интереса учащихся к русскому языку посредством песен, вовлечение учащихся в познание русской традиции и культуры через интерес к космосу», – рассказала президент Польской ассоциации учителей и преподавателей русского языка.
Для учителей-русистов будет организован конкурс на лучший сценарий урока русского языка на тему «Человек и космос». По словам Людмилы Шипелевич, целью конкурса является поддержка учителей-русистов, стремящихся совершенствовать свои педагогические навыки, а также готовых поделиться своими знаниями по составлению сценариев урока с коллегами.
Далее пройдёт общепольский литературный конкурс для молодёжи «Русский язык – 50 лет в космосе». Мероприятие предназначено для всех учащихся средних школ. В конкурсе могут участвовать работы, выполненные в форме эссе, текста с графикой и рисунками, комиксами, текст с фотографиями и других. Работа должна раскрывать ощущения и знания автора о космосе и космонавтах, а также рассказывать о русском языке – языке сотрудничества в космосе.
Также программа включает конкурс для учителей русского языка средних школ «Метод проектов в обучении русскому языку». На конкурсе будут представлены проекты, уже реализованные в школах. Цель конкурса – увеличить интерес учеников к русскому языку и русской культуре.
Завершает конкурсную программу конкурс на звание лучшего директора школы с русским языком. Конкурсы будут проводиться Польской ассоциацией учителей и преподавателей русского языка совместно с польским школьным издательством PWN, Российским центром науки и культуры в Варшаве, Международной ассоциацией преподавателей русского языка и литературы и директорами некоторых лицеев Лодзи и Люблина.