Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Неделя памяти Льва Толстого в Ереванском университете
17.12.2010
В Русском центре Ереванского государственного университета прошла Неделя памяти Л.Н. Толстого, приуроченная к 100-летию со дня смерти великого русского писателя. С 6 по 14 декабря в центре проводился кинолекторий по произведениям Толстого. Участники кинолектория послушали выступления сотрудников и активистов центра о жизни и творчестве писателя и посмотрели экранизации двух крупнейших произведений писателя – «Война и мир» и «Анна Каренина».
Фильм «Анна Каренина» демонстрировался ежедневно, более 300 студентов факультетов богословия, геологии, географии, физики, романо-германской и русской филологии участвовало в кинопросмотре. После просмотра следовало обсуждение фильма. Образ Анны Карениной вызвал неоднозначные мнения, аудитория разделилась на тех, кто осуждал, и на тех, кто оправдывал измену Анны, но все единогласно осуждали её самоубийство. Хотя и по этому вопросу звучали разные мнения: одни считали самоубийство признаком слабости, а другие, наоборот, предполагали, что самоубийство может совершить только сильная натура.
Директор Русского центра А. Нерсесян предложила участникам дискуссии продолжить обсуждение темы самоубийства на одном из ближайших круглых столов. Студенты назвали круглый стол, который должен состояться в Русском центре, «Самоубийство в русской литературе».
Фильм «Война и мир» посмотрело более 150 студентов факультетов романо-германской и русской филологии, причём зрители хорошо были знакомы с текстом романа, поскольку проходили его в рамках и школьной и вузовской программ. Из-за продолжительности фильма (более 7 часов) обсуждение решили провести в аудитории, тем более что всем студентам-филологам предстоит сдать экзамен по русской литературе XIX века.
Арусяк Нерсесян,
директор Русского центра Ереванского государственного университета