Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Первое занятие на курсах русского языка состоялось в Бакинском университете
17.12.2010
15 декабря в Русском центре Бакинского государственного университета состоялось первое занятие на курсах русского языка для студентов азербайджанского сектора.
Занятия в трёх группах проводят будущие русисты – студенты третьего курса русского сектора филологического факультета под руководством директора Русского центра Ф. Рзаева. Методика проведения занятий по русскому языку подготовлена преподавателями кафедры русского языка для иностранных студентов и предполагает использование компьютерных технологий, мультимедийных средств, тестовых проверок и т.д.
Отбор студентов в три группы был осуществлён с учётом степени подготовки. В результате отбора студенты были распределены в три группы – с начальным, базовым и продвинутым уровнем. Таким образом, тридцать студентов Бакинского университета начали интенсивное изучение русского языка, что является свидетельством интереса молодёжи Азербайджана к изучению языка, культуры, науки и истории России.
Русский центр сегодня не в состоянии обеспечить условия для всех желающих посещать эти курсы, однако в будущем планируется увеличить количество групп.
Директор Русского центра Бакинского государственного университета
Фикрет Рзаев