Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Египте состоялся семинар об инновационных технологиях в преподавании русского языка
10.12.2010
Семинар «Русский язык в компьютерном классе» состоялся в Российском центре культуры и науки в Каире, сообщает представительство Россотрудничества в Египте. Его провели ведущие специалисты факультета повышения квалификации преподавателей русского языка из Российского университета дружбы народов во главе с деканом факультета профессором Татьяной Балыхиной.
Мероприятие проходило в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык 2006 – 2010». Были прочитаны лекции, проведены практикумы, мастер-классы, презентации, видеоуроки и заседание круглого стола. На выставке учебно-методической литературы было представлено более 100 печатных и электронных изданий. Также состоялась презентация видеотеки преподавателя русского языка.
В ходе семинара обсудили широкий круг вопросов, в том числе инновационные методы преподавания русского языка, современные электронно-дидактические средства в преподавании русского языка, русский язык с компьютером, вопросы качества в обучении русскому языку и тестирования и многие другие.
Участники семинара – преподаватели с курсов русского языка Каира, Александрии, Рабата, Аммана, Бейрута, профессора и аспиранты из египетских университетов «Айн Щамс», Каирского университета, из университетов Хелуана, а также коллеги с курсов иностранных языков Шарм-эль-Шейха. Все они с большим вниманием и заинтересованностью слушали ведущих специалистов в области преподавания русского языка, сами принимали активное участие в процессе обсуждения полученной информации.