Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семинар для преподавателей русского языка прошёл в США
10.12.2010
Бесплатный обучающий семинар для преподавателей русского языка детям соотечественников, проживающих в США, прошёл в Российском центре науки и культуры в Вашингтоне, сообщает портал «Русский Вашингтон».
Мероприятие было организовано факультетом повышения квалификации преподавателей русского языка Российского университета дружбы народов в сотрудничестве с представительством Россотрудничества в США в рамках Федеральной целевой программы «Русский язык 2006–2010».
Программа конференции включает лекции-беседы, лекции-презентации, методические мастерские, учебные видеоуроки, викторины, веб-семинары и другие. В тематике занятий отразились наиболее интересные и актуальные проблемы методики обучения детей русскому языку как иностранному. В частности, на семинаре были рассмотрены вопросы современного состояния и развития русского языка, обучение русскому языку с использованием компьютеров и Интернета, что лучше читать и слушать детям, как сегодня тестируют уровень знаний по русскому языку в России и за рубежом. Все эти вопросы обсуждались в рамках работы семинара с демонстрацией мультимедийных презентаций, фильмов, электронных учебных разработок.
Выставка учебно-методической и учебной литературы по русскому языку представила более 150 печатных и электронных изданий для преподавателей, работающих с различными аудиториями: школьниками, студентами, бизнесменами, детьми и подростками.