Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Эстонии завершились семинары для учителей русского языка и литературы
08.12.2010
Цикл обучающих мероприятий для учителей русского языка и литературы русских и эстонских школ завершился обучающим семинаром «Современная русская и зарубежная литература» в таллинском Центре русской культуры, сообщает Информационный портал русской общины Эстонии.
На последней конференции был дан обзор современной русской и зарубежной литературы. Планируется, что учителя дадут рекомендации школьникам как русских, так и эстонских школ – что читать, какая литература способствует сохранению и развитию русского языка, какие интернет-порталы этому помогают. В семинаре, который вёл доктор филологических наук, преподаватель Санкт-Петербургской Академии последипломного педагогического образования Сергей Фёдоров, приняли участие 58 учителей.
Все предыдущие семинары проходили в интерактивной форме как видеоконференции. Их тематика учитывала требования новой Государственной программы обучения Эстонии, новых предметных учебных программ. Педагоги имели возможность проконсультироваться у российских специалистов по вопросам эффективного методического использования современных эстонских учебных пособий.
Помимо учителей русской словесности, в нынешнем году на семинарах обучались также 60 учителей начальных классов и 32 учителя математики основной школы и гимназии.