Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Узбекистане обсудили специфику преподавания русского языка
16.11.2010
Межвузовский научно-методический семинар «Преподавание русского языка и литературы в иноэтнокультурном пространстве» прошёл в Узбекском государственном университете мировых языков, сообщает пресс-служба представительства Россотрудничества в Узбекистане.
Как сообщили корреспонденту ИС фонда «Русский мир», мероприятие стало заключительным этапом проведённой в Узбекистане Недели русского языка. Её организаторами выступили Центр международного образования (ЦМО) Московского государственного университета имени Ломоносова, представительство Россотрудничества и Узбекский государственный университет мировых языков (УзГУМЯ).
Открыл пленарное заседание семинара ректор УзГУМЯ Абдулла Исмаилов. Также с приветственным словом к собравшимся от имени представительства Россотрудничества обратилась заместитель руководителя представительства Мария Моховикова.
С докладами выступили доктор филологических наук, профессор кафедры общей теории словесности МГУ Виктория Красных, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ Лия Нестерская и старший преподаватель Центра международного образования МГУ Е. Кольовская, а также представители вузов Узбекистана.
Работа семинара продолжилась в секциях. В первой секции «Специфика формирования методологии преподавания русского языка в иноэтнокультурном пространстве» обсуждались проблемы и перспективы развития научного потенциала в преподавании русского языка в Узбекистане, специфика использования инновационных педагогических технологий при формировании методологии преподавания русского языка, а также методы преподавания русского языка.
Во второй секции «Актуальные проблемы преподавания русского языка в иноэтнокультурном образовательном пространстве» обсуждались специфика использования новационных педтехнологий при обучении русскому языку в иноязычной аудитории и развитие современной лингвистики Узбекистана в поликультурном образовательном пространстве. В третьей секции «Русская литература в системе иноэтнокультурного пространства XXI века» участники обсудили вопросы преподавания современной русской литературы в иноэтнокультурной аудитории и концептуальные проблемы развития литературоведческой научной парадигмы в условиях высшей школы Узбекистана.
«Научно-практический семинар и Неделя русского языка в целом стали знаковыми событиями в научной сфере республики и дали возможность преподавателям обменяться опытом преподавания русского языка в иноэтнокультурном пространстве и выработать общие теоретические критерии формирования новационных педагогических технологий в развитии методики преподавания для учащихся, владеющих двумя и более языками», – говорится в сообщении пресс-службы.
Свои доклады для публикации в сборнике материалов семинара прислали учёные из России, Узбекистана, Белоруссии, Румынии и Монголии.