Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Второй Международный конкурс чтецов имени Чехова «По следам А. П.Чехова (Русская проза XX века)» стартовал в России. Его проводят Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Чехова совместно с Российской академией театрального искусства (ГИТИС), при поддержке Министерства культуры России, Министерства культуры Московской области и Союза театральных деятелей России.
Как сообщают организаторы, в этом году отмечается не только юбилей Чехова, но и столетняя годовщина чтецкого искусства. Годом рождения жанра «звучащего слова» принято считать 1910-й, когда известный актёр Александр Закушняк начал проводить «вечера интимного чтения».
«Сегодня интерес к художественному слову перестал быть массовым, да и желающих мастерски донести это слово с каждым годом всё меньше», – считают организаторы.
«Целью конкурса является возрождение интереса молодых актёров и театральной публики к авторскому слову, к тексту Чехова, сочетающему в себе отточенность образа, неистощимый юмор и глубину понимания окружающего мира», – отметили они.
Жюри конкурса составили известные актёры, педагоги, мастера художественного слова. Среди них народный артист России Василий Бочкарёв, профессор кафедры сценической речи Театрального института имени Щукина Анна Бруссер, народная артистка России, профессор кафедры сценической речи РАТИ (ГИТИС) Антонина Кузнецова, заслуженный деятель искусств России Ирина Промптова, а также актёр театра имени Маяковского Игорь Костолевский.
В творческом смотре примут участие молодые профессиональные актёры и студенты последних курсов профильных высших учебных заведений с чтецкими работами по произведениям русских прозаиков XX века, в том числе и Антона Чехова.
Вручение дипломов и денежных премий, а также гала-концерт победителей состоятся 29 января, в день рождения писателя, в усадьбе Мелихово – Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А. П. Чехова.