Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Приднестровье названы лучшие учителя Русского мира
12.10.2010
Торжественная церемония награждения лауреатов-финалистов и призёров конкурса «Учитель Русского мира» состоялась в Тирасполе 8 октября, сообщает ИА «Новый регион». Конкурс проводился в рамках просветительского проекта «Лучшая русская школа за рубежом». В нём приняло участие больше 80 преподавателей школ Приднестровья с русским, а также молдавским и украинским языком обучения. Учителя представили инновационные методики и программы преподавания. Из 80 работ была выбрана 41.
«Мне кажется, что в Приднестровье удивительное отношение к образованию, которое нечасто встретишь даже в России. Думаю, что страна может быть по-настоящему независима тогда, когда у неё независимо мыслящая молодёжь. Вы для этого делаете всё», – обратилась к учителям директор российского Фонда международных гуманитарных связей «Признание» Елена Миськова.
Лучшими учителями конкурса в рамках проекта «Русская школа за рубежом: Приднестровье» стали 10 учителей из разных районов республики. Победители проекта получили денежные призы в размере 10 тысяч рублей и трёхдневную поездку в Москву для ознакомления со столичными школами.
Как заметил председатель правления фонда «Признание» Владимир Фролов, поддержка учителей русских школ на территории постсоветского пространства выполняет миссию присутствия России в странах СНГ.
«Мы знаем, насколько труден и ответственен труд учителя. И для нас приятно, что мы можем внести пусть и небольшую лепту в то, чтобы оказать содействие и поддержку людям, которые несут детям культуру, русский язык и образование», – сказал Фролов.
Российско-приднестровский культурно-просветительский проект «Лучшая русская школа за рубежом: Приднестровье» стартовал в марте 2010 года при поддержке Фонда международных гуманитарных связей «Признание» из России и Фонда «Будущее Приднестровья» из Приднестровской Молдавской Республики.