Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
25-26 сентября учащиеся и преподаватели Школы русской культуры и языка учебно-развивающего центра Järeleaitaja (Пярну, Эстония) совершили поездку в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, которая состоялась благодаря грантовой поддержке фонда «Русский мир», попечению и заботам предстоятеля Эстонской православной церкви Московского патриархата митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия и наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона.
На протяжении всего пребывания в одном из самых древних и крупных монастырей России нас опекал, заботился, просвещал игумен Хрисанф. Благодаря отцу Хрисанфу, учащиеся нашей школы познакомились с историей и настоящим монастыря, его исключительной ролью в русской истории, главными святынями обители, всем тем, что способствует укреплению православной веры. Для ребят, в большинстве своём получающих основное образование в эстонских школах, эти знания особенно важны.
Программа, предложенная игуменом, включала в себя не только увлекательную экскурсию по монастырю, посещение музея краеведения г. Печоры, занятия в духовно-культурном центре обители, но и присутствие на богослужении в Михайловском храме.
Нам было интересно посетить лингвистическую гимназию Печор, где изучается эстонский язык и культура народности сету.
Особенно важным стало для ребят живое общение с отцом Хрисанфом. Нам посчастливилось побывать в особом мире, прекрасном и величественном.
Наталия Рафикова,
руководитель учебно-развивающего центра Järeleaitaja, Пярну, Эстония