Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Во Франции соревнуются преподаватели русского языка
29.09.2010
Во Франции стартовал конкурс для преподавателей русского языка «Уроки русского». В рамках мероприятия с 27 сентября по 2 октября в Российском центре науки и культуры в Париже пройдёт семинар повышения квалификации для филологов-русистов.
Как сообщает пресс-служба РЦНК, в организации мероприятия также принимают участие Министерство образования и науки Российской Федерации и Российский университет дружбы народов.
В семинаре принимают участие преподаватели русского языка, родители, желающие сохранить русский язык в своих семьях, члены общественных организаций русскоязычных соотечественников во Франции, а также все, кто интересуется методикой преподавания русского языка как родного, иностранного, второго языка билингвов, а также русской литературой.
Участники семинара представляют на конкурс эссе, раскрывающее роль русского языка и культуры в данной профессии. Эссе будут включены в сборник материалов конкурса, который планируется издать по его итогам. В программу конкурса также входит открытый урок русского языка, викторина на знание русского языка и культуры, песенный конкурс.
Участникам семинара будет вручён сертификат повышения квалификации государственного Российского университета дружбы народов, а также комплект учебно-методической литературы. Победители конкурса получат памятные подарки, в частности книги, диски, обучающие программы по русскому языку.
Семинар организован в рамках российской Федеральной целевой программы «Русский язык».