Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
1 сентября 2010 года, с 10 до 13 часов, в Ставропольском государственном музее-заповеднике пройдут «музейные уроки».
Ребята, побывавшие на них, совершат своеобразное путешествие на машине времени. В ее роли выступят предметы и интерьеры ушедших эпох. А все действо будет происходить в зале этнографии.
Для школьников 7–8 классов в экспозиции «Городская культура» будет дан урок латинского языка из гимназического курса. Его проведет научный сотрудник Ставропольского государственного музея-заповедника Егор Валентинович Карагодин.
Мальчики и девочки из XXI века смогут перелистать старинные учебники, обмакнуть реликтовые перья в давным-давно забытые чернильницы, познакомиться с предметами из музея учебных пособий, созданного в начале XX века Г. К. Праве. И, разумеется, ответить у гимназической доски.
Школьникам из 5–9 классов предложат погрузиться в советскую эпоху. Сев за парту в уголке «школа», они окажутся в 60–70-х годах прошлого века. Раскроют учебники, по которым учились их бабушки и дедушки, попытаются решить задачку, выполнить упражнение по русскому языку. Будет и переменка, во время которой на советские деньги можно перекусить.
Эти занятия проведут: заместитель директора музея по научно-просветительной работе Наталья Анатольевна Гриднева и научный сотрудник Татьяна Борисовна Бармина.