Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Директор Института Пушкина в Таллине: Русским школам необходим диалог с властью
30.08.2010
В Эстонии необходим Совет русских школ или подобное ему объединение, считает доктор филологических наук, профессор, директор Института Пушкина в Таллине Андрей Красноглазов.
Напомним, министр образования и науки Эстонии Тынис Лукас заявил, что формирование некоего движения из числа родителей учеников русскоязычных школ – не что иное, как провокация и антиобщественное деяние.
Андрей Красноглазов отметил, что все высказывания Тыниса Лукаса чрезвычайно эмоциональны. «В данном заявлении элемент эмоциональности доминирует. При этом надо заметить, что если бы создавался Совет эстонских школ, то вряд ли у министра была бы такая негативная реакция», – пояснил директор Института Пушкина.
Профессор узнал о создании Совета русских школ из сообщений СМИ, в которых не указываются имена организаторов. «Лично ко мне никто не обращался по этому поводу», – отметил он.
Андрей Красноглазов считает, что Совет русских школ или подобное ему объединение необходимо создать, чтобы наладить диалог с властью. «Министерство образования должно непосредственно общаться с родителями учащихся русских школ, попечительскими советами, то есть должен быть диалог. Сейчас такого диалога нет, потому что решение принимается только министерством», – пояснил директор Института Пушкина.
«Пока полновесную оценку Совету русских школ дать нельзя. Его ещё нет, структура не создана, пока это только слова. Но если это будет способствовать решению проблем русских школ в Эстонии, то это однозначно позитивно, – отметил профессор. – Главное, чтобы это происходило цивилизованно, без резких и обидных заявлений с обеих сторон».