Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Корейские школьники творчески подходят к изучению русского языка
23.08.2010
В сеульском университете Корё подвели итоги олимпиады по русскому языку среди учащихся средних школ.
Правда, олимпиада была не совсем обычной. В ней не было ни текстов на перевод, ни сложных тестов по грамматике. А принимали участие в ней фильмы, снятые школьниками местных школ на русском языке. Темы - самые разнообразные: от видеороликов о русском быте до вполне профессиональных постановок о российских композиторах.
"Наш конкурс еще молодой, но мы надеемся, что с каждым годом он будет привлекать все больше и больше учащихся, желающих изучать русский язык", - рассказал "РГ" директор института России и стран СНГ университета Корё. Олимпиада, которая проводится южнокорейским вузом второй год, направлена на популяризацию русского языка в Стране утренней свежести. На этот раз в нем приняло участие более 40 учащихся со школ со всей Южной Кореи. В итоге в призеры попали пять коллективов.
Из просмотра представленных работ стало ясно, что южнокорейские школьники подходят к изучению русского языка нестандартно, одновременно пытаясь понять культуру и историю России. Главный приз - авиабилет в Москву - получила группа школьников из сеульской школы Мёндок. Она подготовила видеоролик о русских композиторах. Школьники в хорошо поставленной сценке за короткое время рассказали зрителям о жизни Чайковского и Римского-Корсакова.
Однако наибольшее внимание привлек сюжет о приготовлении русских блинов. Ученица школы города Сувон Ким Ын Соль, занявшая второе место, смогла не только интересно рассказать о традиционном русском блюде, но и внести в рецепт свою "изюминку".