Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В столице Индонезии завершились курсы русского языка
04.08.2010
Руководство Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и крупнейшей страны региона – Индонезии – высоко оценило успешно завершившие работу 4 августа в индонезийской столице курсы «Русский язык для туроператоров стран-членов АСЕАН», сообщает газета «Известия».
На протяжении трёх месяцев 29 участников курсов из почти всех стран АСЕАН на основе разработанных преподавателями российского Института туризма и гостеприимства интерактивных электронных модулей в Джакарте учились русскому языку.
«Это замечательный проект, и я уже предложил индонезийской стороне обратиться к России с просьбой о его продолжении», – заявил заместитель генерального секретаря АСЕАН Сундрам Пушпанатан. Важная особенность проекта заключается в том, что он основывался на прямых отношениях между самими жителями стран АСЕАН и россиянами, считает Пушпанатан.
Довольны результатами курсов и в самой Индонезии, выступившей в своё время инициатором проекта. «Число посещающих нашу страну российских туристов стремительно растёт из года в год, причём для нас также важно и то, что они остаются у нас надолго (в среднем, на десять дней) и не скупятся на расходы», – заявил генеральный секретарь Министерства культуры и туризма Индонезии Вардиятмо. Двусторонний туризм – это лишь первый шаг в развитии российско-индонезийских отношений, считает он.