Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Хабаровске в рамках года Учителя чествовали педагогические династии. Это торжество совпало с проведением в краевом центре Дней Москвы. И, конечно, представители московского учительства, прилетевшие в составе делегации москвичей, были гостями на этом празднике.
Как сообщили порталу MoiGorod.Ru в пресс-службе админмстрации города, сотрудничество между столицей российской и столицей дальневосточной развивается по многим направлениям, и особо тесные, можно даже сказать дружеские взаимоотношения с самых первых дней сложились между педагогами наших городов. Два года назад, когда в Хабаровске впервые проходили Дни Москвы, гости приехали к нам не с пустыми руками – привезли замечательные подарки для детских домов и дошкольных учреждений образования. Уже тогда они побывали в детском саду №167, кадетской школе, Дворце творчества детей и молодежи Северного округа.
Сотрудничество продолжилось подписанием соглашения между управлением образования Хабаровска и управлениями образования Западного и Северо-Восточного округов Москвы. С тех пор проведена не одна совместная конференция по проблемам в области образования, как на базе московских, так и хабаровских образовательных учреждений, десятки юных жителей краевого центра провели зимние каникулы в Москве, побывали на Кремлевской елке, причем все расходы взяла на себя принимающая сторона. По приглашению московского мэра пять золотых медалистов Хабаровска стали участниками бала, данного в честь лучших выпускников.
Еще впервые приехав в Хабаровск, москвичи отметили четко выстроенную систему образования в городе и потому с удовольствием приняли приглашение на чествование хабаровских коллег. Тех, кто своей подвижнической работой поднимает престиж профессии учителя. Передает бесценный опыт молодым. В их руках – судьба поколения, которое сегодня сидит за партой, а завтра примет на себя ответственность за страну. 15 замечательных династий, общим стажем ни много ни мало – в 1 711 лет – под гром аплодисментов одна за другой поднимались на сцену Дворца творчества детей и молодежи.
Любовь к учительской профессии, к детям их основатели сумели пронести через годы и передать детям и внукам. 202 года учит уму-разуму девчонок и мальчишек семья Боярченко – Петуховых – Глуховых. Восемь учителей в одной семье! Историки, преподаватели русского языка и литературы, начальных классов, изобразительного искусства и черчения. Притом трое из них работают в одном учебном учреждении – хорошо известной в городе и престижной гимназии №3, которой руководит отличник народного просвещения с педагогическим стажем в 29 лет Ирина Глухова. А педагогический стаж отличника народного просвещения Веры Боярченко, которая стоит у основания этой династии, — 50 лет.
179 лет из поколения в поколение передают секреты педагогического мастерства в семье учителей Крет – Соловьевых – Хобта. Два отличника народного просвещения в этой семье, два почетных работника общего образования. А в педагогической династии Олейник – два орденоносца. За выдающиеся заслуги в области воспитания и преподавания ее родоначальники, воспитавшие не одно поколение хабаровчан, Вера Владимировна и Аверкий Федорович награждены орденом Ленина. Свою любовь к профессии они передали дочери Софье, она долгое время преподавала в Государственном педагогическом институте. Учителями стали и внучки – Людмила и Оксана, которые преподают английский язык в гимназии №5. И Оксана, кстати, уже тоже взяла свою первую высоту, став победителем городского конкурса «Учитель года».
Кавалер ордена Ленина, заслуженный учитель Российской Федерации Надежда Кулакова стоит у истоков династии с общим стажем в 101 год. «Отличник народного просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», кавалер ордена Трудового Красного Знамени Екатерина Пучкова — во главе семьи с учительским стажем в 129 лет. Рубеж в 100 лет перешагнула и семья педагогов Генрих – Дербиных.
Добрые слова прозвучали на этой встрече в адрес каждой семьи. Цветы, подарки, поздравления, благодарность за верность профессии, воспитание завтрашних творцов и созидателей России. Первый заместитель председателя комитета по межрегиональным связям и национальной политике правительства Москвы Юрий Нуждин, вручая от имени правительства Москвы ноутбуки в подарок педагогическим династиям, отметил, что учительская династия – явление уникальное.
Потому он испытывает перед этими людьми особое восхищение. И считает за честь знакомство с ними. Героям торжества дарила свое искусство член московской делегации, заслуженная артистка Российской Федерации Надежда Крыгина и воспитанники творческих студий Дворца творчества детей и молодежи. Но, главный подарок, для каждого из них, как отметила Нина Крет, выступая от имени тех, кого чествовал город в этот день, — их ученики, которые стали достойными членами общества, работающими во имя его процветания.