Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Международный фестиваль в Коломенском приурочили к празднику Ивана Купалы
30.06.2010
I ежегодный Международный фольклорный фестиваль прошёл в Москве в музее-заповеднике «Коломенское». По словам организаторов, идея проведения международного фестиваля не случайна, так как Иван Купала, или Иванов день – древний народный праздник, отмечаемый в России, Белоруссии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии и на Украине в дни летнего солнцестояния, интересен своими обрядами, играми и забавами.
Первыми зрителей встречали артисты Музыкального театра традиций Ирины Хохловой «Жаворонки». В Коломенском они выступают почти с самого рождения группы. «Жаворонки» исполняют и аутентичный фольклор и интерпретирует его в современной манере, подбирая необычный аккомпанемент, используя гитару, ударные инструменты. «Материал для выступлений найти достаточно просто, – признаётся художественный руководитель группы Ирина Хохлова. – Представители театра ездят в многочисленные экспедиции: посещают деревни, опрашивают население – некоторые бабушки до сих пор помнят песни, частушки».
Ещё один долгожитель, выступавший на фестивале, – ансамбль Дмитрия Покровского. Их музыка разных традиций, которые черпаются из песен русской деревни. Настоящая народная песня, по мнению участников музыкальной группы, не поддаётся обработке, ведь в каждой области своя культура, живая и неповторимая.
Впервые с темой «Купальской ночи» выступил «Квартет Дробинска», оказавшийся на фестивале самым молодым коллективом. Репертуар группы – балканская народная музыка, которая игралась, как правило, на свадьбах. На фестивале коллектив выступал в основном с цыганскими песнями, также они исполнили «колу» (что по-сербски означает хоровод).
После представления с цветными факелами в руках участники ансамблей повели гостей к речке, где им по старинной традиции было предложено пустить на воду свои венки.