Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Российские соотечественники обсудили проблемы русскоязычного образования на Западной Украине
25.06.2010
Русское общество имени Александра Пушкина провело во Львове заседание круглого стола «Образование на русском языке на Западной Украине: настоящее и будущее», сообщает пресс-служба общества.
Участниками собрания под председательством члена Правления Международного совета российских соотечественников и главы Русского общества Олега Лютикова стали члены высшего руководства Русского общества, деятели образования и науки, представители родительского актива из Львовской, Ивано-Франковской и Волынской областей. В работе заседания также принял участие атташе Генерального консульства Российской Федерации во Львове Сергей Манько.
Участники заседания проанализировали ситуацию, сложившуюся в сфере образования на русском языке, определили тенденции и поставили задачи на будущее.
Олег Лютиков подчеркнул, что образование на русском языке очень востребованно во всех регионах Украины, в том числе и на её западе. По его словам, во Львове функционируют 5 школ с русским языком обучения, а в Киеве – всего 7, а во многих областных центрах Украины таких школ нет вообще. Председатель общества высказался за дальнейшее развитие работы общественности со школами с русским языком обучения и органами государственной власти и местного самоуправления в вопросах, связанных с образованием на русском языке.
По итогам заседания был принят документ, в котором отмечается необходимость разработки нормативно-правовых актов на государственном, ведомственном и региональном уровне, обеспечивающих функционирование и развитие школ, классов и дошкольных учреждений с русским языком обучения.
Также участники собрания выступили за восстановление сети дошкольных учреждений с русским языком воспитания, групп с русским языком воспитания в существующих дошкольных учреждениях крупных микрорайонов, организацию изучения русского языка в школах с украинским языком, в которых обучаются дети из русскоязычных семей.