Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Возможности Русского центра представили учителям Харьковской области
25.06.2010
17 июня в Центре русской культуры Харьковского гуманитарного университета «Народная украинская академия» состоялся семинар для учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ Харьковской области.
Участники семинара ознакомились с современными справочными изданиями по языкознанию, методике преподавания, научно-популярной литературой по истории и развитию русского языка, с фондом аудиокниг Русского центра и полнотекстовыми электронными изданиями произведений классиков русской литературы. Интерес вызвали мультимедийные словари, компьютерные программы, не только позволяющие активизировать учебный процесс в классе, но и приносящие пользу при индивидуальной работе учащихся. Учителя особо отметили интерактивные книги и программы, которые в игровой форме знакомят пользователя с правилами грамматики, словообразования, построения предложений. Также состоялась презентация программ дистанционного обучения, представленных в разделе «Образование» на портале фонда «Русский мир».
Практически сразу преподаватели предложили варианты проведения учебных занятий по русской литературе и целого ряда воспитательных мероприятий с использованием медиатеки центра. Тем не менее реакция преподавателей была неоднозначной. С одной стороны, «ура!» компьютерным технологиям, позволившим весь курс школьной программы по русской литературе разместить на одном диске. А с другой – никакие технические новшества не смогут заменить живое общение с книгой. Сотрудники Центра русской культуры согласились с мнением учителей, и общий вывод был таким: что мешает современным школьникам полюбить чтение, то и поможет. Ведь наша общая цель – привить подрастающему поколению любовь к книге, чтению. Поэтому, пользуясь увлечением компьютером, можно, например, предложить учащимся послушать рассказы А. П. Чехова на аудиодиске и «полистать» интерактивное издание, посвящённое жизни и творчеству писателя.
Помимо прочего, учителям был представлен Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал», который открыт в Русском центре в рамках Дней Санкт-Петербурга в Харькове. Заведующая библиотекой центра В. Р. Антонова рассказала о задачах и возможностях виртуального филиала, о способах его использования в учебном процессе. Познакомились участники семинара и с опытом использования ресурсов «Русского музея» преподавателями Народной украинской академии: их вниманию были предложены виртуальные образовательные маршруты по развитию речи и изучению творчества поэта XIX века Н. А. Некрасова.
Что замечательно, при проведении этих учебных занятий использовались как ресурсы Центра русской культуры, так и виртуального филиала Русского музея. Взаимодополняемость этих двух фондов предоставляет широкие возможности проведения интегрированных занятий, тематических часов, виртуальных экскурсий для самых разных посетителей центра.