Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
К столетию со дня рождения Александра Твардовского
23.06.2010
21 июня 2010 года, в день столетия со дня рождения выдающегося поэта, писателя и журналиста-фронтовика Александра Трифоновича Твардовского, телеканал «Культура» показал премьерный документальный фильм «Три жизни поэта» (20:40) и фильм-спектакль «Василий Теркин» (13:15). Знаменитая поэма Александра Твардовского прозвучит в исполнении Олега Табакова.
...На XIX съезде в октябре 1952 года вместо ВКП(б) появилась КПСС. В течение нескольких лет все члены партии должны были обменять партийные билеты старого образца на новые. Казалось бы, обычная процедура надолго осложнила и без того не простую жизнь Александра Твардовского. Основой документального фильма «Три жизни поэта» (21 июня, 20:40) стали события 1954 года, когда писатель пытался добиться реабилитации своих родителей, раскулаченных в 1931 году.
Из письма Твардовского Первому секретарю ЦК КПСС товарищу Н.С. Хрущеву: «Глубокоуважаемый Никита Сергеевич! Я вынужден обратиться к Вам по личному вопросу, который возник сейчас передо мной и, как выяснилось, не может быть решен в иной, чем Центральный Комитет, инстанции. Возник он в связи с уточнением моих биографических данных при обмене партдокумента. Дело в том, что в графе моей учетной карточки "социальное положение родителей" обозначено, что родители мои были кулаками. Считаю это обозначение не соответствующим действительности. Правда, в 1931 году моя семья, которую я покинул в 1928 году, была административно выслана. Но семью свою кулацкой и себя сыном кулака я никогда не считал и не считаю, потому что в хозяйстве моего отца наемный труд не применялся. Но меня в этом деле смущает еще одно соображение. В многочисленных изданиях моих книг, в учебниках и хрестоматиях советской литературы – всюду указывается, что писатель Твардовский - сын крестьянина–кузнеца. Получается, что у меня как бы две биографии: одна – в книжках – для народа, для читателя, другая в учетной карточке. В одном случае – сын кузнеца, труженика, в другом – сын кулака…»
Может показаться странным то обстоятельство, что Твардовский только в 1954 году ставит этот вопрос. По его собственному признанию, убедившись в свое время в полной невозможности что-либо исправить, он стал относиться к этому, как к непоправимому несчастью своей жизни, которое нужно было только терпеть, если хочешь жить, служить своему призванию, идти вперед, а не назад. Твардовский нес это бремя, не жалуясь и не отступая. А терпеть пришлось немало – за «кулацкое происхождение» доставалось крепко.
«Твардовский пришел в литературу со своими кулацкими взглядами, и эти взгляды пытается привить советскому читателю», - писали критики после выхода поэмы «Страна Муравия». От тюрьмы поэта спасло только то, что поэма, от которой «несло кулацким душком», понравилась Сталину. В январе 1939 года Твардовский получил Орден Ленина.
Писатель предпочитал не прятаться от опасностей, а принимать бой – таков был его характер. Но, как большинство людей творческих, он был бессилен перед интригами.
Началась война. От писателей и поэтов требовали писать много, а как – совсем не имело значения. Твардовскому и в этот момент хватило писательского мужества. Его вкладом в Победу стала поэма «Василий Теркин», главы которой начали печатать в августе-сентябре 1942 года в газете Западного фронта «Красноармейская правда». «Я прошу прощения, что называл это "поэмой". Но мне плевать, поэма это или драма. Мне важно было сказать кое-что, попытаться найти форму современного занятного и правдивого по возможности повествования в стихах. Это столь свободная штука, что новые главы будут не только впереди, но и в середине, а некоторые отпадут. Я занят не книгой, а Теркиным», - напишет он в письме к жене Марии Илларионовне в августе 1942 года.
Страна знала и любила его первую, фронтовую, книгу о бойце Василии Теркине. Из частей в редакцию приходили трогательные письма с вопросом: «Есть ли живой Теркин?» «Книга эта неразрывно связана с ходом войны, она не такая, какие будут написаны потом. Она вместе с войной шла, исходя из нее и сплетаясь с ней», - так объяснял Александр Трифонович популярность своего произведения.
После войны не менее важной вехой в жизни Александра Твардовского была работа главным редактором журнала «Новый мир». Очень быстро наступили тяжелые времена и для журнала, и для его главного редактора, «сына кулака». Началась травля со стороны власти, обвинения в «очернительстве», предательство коллег. Было принято решение о показательном разгроме редакции журнала, который охаивает все сделанное советской литературой, глумится над социалистическим реализмом. Тогда никого не интересовало, что журнал стал символом новой литературы, открыв имена Быкова, Войновича, Бакланова, Залыгина, Искандера, Шукшина. Никто не вспомнил, что величайшей заслугой Твардовского стала публикация в «Новом мире» повести «Один день Ивана Денисовича». Это было первое напечатанное произведение тогда еще никому не известного рязанского учителя Александра Солженицына.
Твардовский был сильной личностью. Однако незадолго до своего шестидесятилетия в результате противостояния с властью он был вынужден все же оставить журнал. После этого он прожил недолго – меньше двух лет…