Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В рамках проекта фонда «Русский мир» продолжается работа российских антропологов под руководством профессора Марины Львовны Бутовской.
Успешно прошёл конкурс на лучшее знание русского языка, истории и культуры России среди русских мигрантов и их потомков в Замбии (Лусака, Ливингстон).
Конкурс детского рисунка «Рисуем русскую сказку» и «Какой я представляю Россию» был проведён среди учеников русской школы при посольстве Российской Федерации в Республике Замбия и среди детей наших соотечественников в Танзании на базе Русско-танзанийского культурного центра. Отрадно отметить творческое отношение ребят к конкурсу. Многие подростки никогда не были в России (или в раннем детстве), но читают и смотрят передачи о российской жизни. Рисунки на тему «Какой я представляю Россию» поразили своей нестандартностью и эмоциональной насыщенностью. Лучшие работы были торжественно отмечены памятными подарками и сувенирами.
Кроме того, было устроено несколько неформальных встреч с нашими соотечественниками, живущими в Танзании и Замбии долгое время. Беседы проводили в фокус-группах, а также получены индивидуальные углублённые интервью и проведены опросы.
В рамках мероприятия для взрослых участников конкурсов, сотрудников посольства и Россотрудничества и всех жалеющих был показан фильм «Датогская бома», где российские учёные поделились с нашими соотечественниками результатами своих исследований в Танзании. Фильм вызвал оживлённые дискуссии, в ходе которых наши соотечественники делились своими впечатлениями о повседневной жизни в местном окружении и культурных различиях, поразивших их в первые годы жизни в Замбии и Танзании.
Все мероприятия были проведены при поддержке посольств Российской Федерации и представительств Россотрудничества в этих странах.
Руководитель проекта д. и. н., проф. М. Л. Бутовская
Участники проекта – д. биол. н, проф. Р. О. Бутовский,
м. н. с. В. Н. Буркова