Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Школьники из Алтайского края теперь могут проходить языковую практику во Франции
12.05.2010
Подписано соглашение о культурном обмене между Алтайским краем и регионом Франш-Конте. Подписание документа прошло в рамках визита представителей Алтайского краевого педагогического лицея во Францию. В состав делегации вошли директор учреждения Владимир Былков, педагоги и ученики. Участники делегации побывали в лицее имени Шарля Нодье Франш-Конте в городе Доль.
Педагоги из Алтайского края посетили уроки математики, физики, химии, физической культуры, русского, французского, английского языков и прикладного искусства, а также ознакомились с особенностями образовательной системы лицея. Юных гостей разместили в семьях французских школьников, изучающих русский язык. В ходе визита алтайская делегация познакомилась не только с учебным процессом, но и посетила многие культурные достопримечательности региона Франш-Конте и городов Доль, Безансон, Салин, Париж.
Главным достижением визита стало подписание договора о сотрудничестве между двумя лицеями. Это первое соглашение между учреждениями общего образования в рамках сотрудничества региона Франш-Конте и Алтайского края. В рамках этого документа возможен не только культурный обмен между двумя лицеями, но и организация практики учащихся лицея имени Шарля Нодье в сфере туризма на базе оздоровительно-туристического лагеря «Фадеев лог» педагогического лицея в Алтайском районе.
Администрация лицея имени Шарля Нодье выразила готовность принимать алтайских лицеистов на краткосрочное (до 12 недель) и длительное (до 10 месяцев) обучение с финансированием за счёт французской стороны. Этот обмен будет интересен для педагогического лицея, поскольку учебные программы образовательных учреждений очень близки по содержанию. Кроме того, пребывание в стране изучаемого языка способствует его эффективному и интенсивному освоению, сообщает краевое управление по образованию и делам молодежи. Теперь педагогический лицей ожидает группу из французского лицея в количестве 15 человек в мае 2011 года. Гости ознакомятся с образовательной системой педагогического лицея (и других учреждений), а также узнают о достопримечательностях Алтайского края. В июле-августе 2010 два французских учащихся пройдут практику по туризму в лагере «Фадеев лог».
Культурный обмен между учреждениями направлен на популяризацию русского языка во Франции и французского в России, совершенствование навыков разговорной речи, а также знакомство с культурой страны изучаемого языка.