Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В Сибирском университете прошли Дни русской словесности
12.05.2010
Недавно в Сибирском федеральном университете, на отделении филологии Института филологии и языковой коммуникации, прошли Дни русской словесности. Это мероприятие состоялось благодаря поддержке Российского общества преподавателей русского языка и литературы, пишет газета «Красноярский рабочий».
Дни были очень насыщенными. На встречах присутствовали студенты, которым интересен живой разговор с творческими личностями, и преподаватели, интерес которых вызван вниманием к содержанию произведений наших писателей. Таким же украшением праздника стала музыкально-поэтическая композиция в исполнении Владимира Ивановича Аннушкина, председателя Российской риторической ассоциации.
Участие в Днях русской словесности было максимально открытым, что особенно проявилось в конкурсе эссе. А чтобы силы были соизмеримы, всех участников распределили по четырём номинациям: учителя-словесники (победитель — Л. М. Баркова, лицей № 9); студенты-филологи (Дарья Субоч, СФУ); иностранные студенты (Ли Шихень, институт Востока); журналисты (Л. А. Винская, преподаватель кафедры журналистики). Победители получили заслуженные призы за свой публицистический талант.
За круглыми столами были затронуты проблемы языка современного мегаполиса, риторического учения о выразительных средствах русского языка, о взаимодействии вуза и школы в повышении медийной грамотности, о русском языке в международном пространстве.